Каждый год, начиная с 1913, в Лондонском Челси собираются любители садоводства со всего мира на выставку Chelsea Flower Show. Именно эта выставка во многом задает тенденции, господствующие в ландшафтном дизайне.

В прошлом году в ней приняли участие как известные уже на весь мир ландшафтные дизайнеры (Адам Фрост, Крис Бердшоу), так и только начинающие, но уже зарекомендовавшие себя (Хьюго Багг, Мэтью Чайлдс). Всего в Chelsea Flower Show 2014 приняли участие 550 экспонентов. В прошлом году на выставке царила совершенно особая праздничная, но в то же время расслабленная, релаксирующая атмосфера. Во многих работах были использованы простые, но при этом изящные природные формы, элегантные композиции из традиционных английских растений, струящиеся водоемы.

Но давайте о победителях. Всего было три номинации” Выставочные сады” “Show Garden”, “Природные сады” “Artisan Garden” и “Новаторские сады” “FreshGarden”. Давайте же познакомимся с работами золотых медалистов.

 В номинации “Выставочные сады” высшие награды получили шесть участников.

Первым победителем и лучшим в номинации “Выставочные сады” стал дизайнер Лучано Джубили со своей работой The Laernt-Perrier Garden. Он создал необычно прекрасный сад, состоящий из нескольких уровней. При этом наблюдается интересная игра форм, материалов, света и тени. Безмятежно струящийся поток, скульптуры, структурные посадки, элегантные деревья – все это создает совершенно неповторимый облик.

Вторую высшую награду в номинации получил Клив Вест со своей работой The M&G Garden. Он создал современную интерпретацию райского сада – места, где идеально сочетаются вода, свет и тень, растения. Такой вариант сада появился ещё в Персии около 2 тысяч лет назад. Дизайнер постарался сделать свой сад максимально метафоричным. Так, каменную стеновую плиту украшает изображение корней дерева жизни, которое указывает на древние истоки садоводства. Четыре дерева, посаженные вокруг восьмигранного фонтана, символизируют собой воду, воздух, огонь и землю.

Третья работа, получившая золотую медаль в номинации, – The Homebase Garden – Time to Reflect Адама Фроста. «Время отражений» – олицетворение современного семейного сада. Главным вдохновением для дизайнера стали собственные воспоминания о детстве и страсть его отца к камню и воде. Натуральный и обработанный камень, ручьи, текущие по медным желобам к природным водоемам, уютная беседка с крышей, покрытой вереском – все это создает атмосферу уюта и спокойствия.

Четвертая работа, получившая золотую награду, The Telegraph Garden – результат совместной работы двух дизайнеров Tommaso del Bueono и Paul Gazerwitz. The Telegraph Garden – осовремененная версия итальянского сада, который использует традиционный формы, но при этом не забывает и о современных тенденциях. Густой навес из лип, «плачущая стена», аккуратно стриженные кусты и стильная современная мебель – создает современный образ с национальным колоритом.

Пятым золотым медалистом в номинации “Выставочные сады” стал Хьюго Багг со своей работой RBC Waterscape Garden. Ландшафтный дизайнер, создавая лаконичный, элегантный сад, постарался привлечь внимание общественности к проблемам экологии, в частности, к чрезмерному потреблению водных ресурсов. При этом Багг предлагает решение, которое подойдет как для небольших садовых участков, так и для обширных территорий.

Последний сад, получивший высшую награду в данной номинации, – No man’s Land. Он посвящен теме Первой Мировой войны, в частности, западному фронту и позиционной войне на нем. В результате этого длительного противостояния на одной территории, земля оказалась изрыта шрамами окопов и воронок от взрывов. Ландшафтный дизайнер Charlotte Rowe таким образом решила почтить память павших.

Вторая номинация – “ArtisanGarden” – «Природные сады». В этой номинации выбрано всего два победителя, получивших высшие награды.

Первый победитель и лучший сад в этой номинации – работа Togenkyo – a Paradise on Earth, которую представил Kazuyuki Ishihara. На создание подобного сада дизайнера вдохновила легенда о месте Togenkyo, необычная красота которого заставляла людей забыть все раздоры и распри. При этом сад получился максимально близким к природе. Так, в схеме посадки растений преобладает зеленый цвет и оттенки, которые характерны для природного восточного сада.

Ещё один сад, получивший первый приз в данной номинации, – The Dial a Flight Potter’s Garden. Этот сад также посвящен теме Первой Мировой Войны. Когда-то он принадлежал гончарных дел мастеру, но с началом войны был заброшен и восстановлен только спустя 100 лет. Ключевыми элементами дизайна сада стали печь и мастерская, которые утопают в зелени сада. Картину дополняют скульптура, артефакты сельской жизни того времени и войны.

Последняя номинация, в которой раздавались награды, – FreshGarden– «Новаторские сады». Высшие награды в ней получили 3 работы.

Первая и лучшая из этих работ – The Mind’s Eye от LDC Design. Этот сад, название которого переводится как «Глаз разума», был разработан специально для института слепых людей RNIB. Это сенсорный сад, который развивает способность людей создавать картины и целые сюжеты без помощи света. Однако он рассчитан не только на слепых, но и на зрячих людей. При этом дизайнер намерено исказил формы и образы, чтобы представить объекты в необычном свете. Пространство сада условно разделено на четыре зоны: пустыня, прерии, редколесье и тенистый сад. Все четыре зоны объединяет вода. Центром всей композиции является стеклянный куб со струящейся водой. Кстати, именно этот сад получил на выставке приз зрительских симпатий.

Второй победитель в данной номинации – сад London Square. Эта работа получилась несколько романтичной, дизайнера Джо Томпсона на её создание вдохновили архитектура позапрошлого века и традиционные городские площади. Сад украшает скульптура Фредерика Чеварайна и скамья, которая сама по себе является произведением искусства.

Последний сад-победитель в номинации «Новаторские сады» – Reachout  (автор John Everiss). Что подтолкнуло дизайнера к созданию столь необычной работы? Его разговор с молодыми людьми из Ланкашира. Главный объект сада – экспрессивная скульптура, выполненная из металла. Она изображает полусидящего человека, прислонившегося спиной к стене из сланца. Его лицо скрывают волосы-цепи, рука опущена в канал с водой длиною в девять метров. Канал проходит между колонн, которые уменьшаются по мере удаления от фигуры и в конце вовсе сливаются с растениями.